Особенности организации работы школьного консилиума

         Термин «психолого-медико-педагогический консилиум» активно вошел в педагогический язык в 2000 году, когда вышло письмо министерства образования РФ, регламентирующее его работу в образовательных учреждениях страны. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже много лет, и во многих учреждениях наработан опыт работы, остается много нерешенных вопросов.           Психолого-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей.

        Деятельность школьного консилиума  руководствуется следующими нормативными документами:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

2. Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

3. Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающими, имеющих сложный дефект».

4.  Письмо  Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003г. № 28-51-513/16 (методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).

5.  Инструктивное письмо  Министерства образования РФ от 22.05.1999г. № 27/598-6 «О нормативно-правовых основах организации деятельности  ПМПк в системе образования РФ».

6. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» №761 от 01.06.2012 г.

7. Положения Министерства Образования (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико- педагогическом  консилиуме  образовательного учреждения»)

      

         Консилиум объединяет предоставленную учителями, классными руководителями,  медицинским работником,    социальным педагогом информацию об отдельном ребенке, классе, параллели. На основе целостного видения проблемы коллектив единомышленников разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с параллелью, классом или отдельным школьником.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях школы являются:

·   рекомендательный характер советов сопровождающего участникам процесса сопровождения;

·   «на стороне ребенка». В проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт. Очень часто на стороне ребенка только он сам и специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;

·   непрерывность сопровождения – специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка тогда, когда проблема будет решена или подход к ее решению будет очевиден. Дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например, ребёнок-инвалид, дети с особыми образовательными потребностями), должны быть обеспечены непрерывным сопровождением;

·   мультидисциплинарность сопровождения – согласованная работа «команды» специалистов.

консилиум позволяет:

-       специалистам ПМПк (педагогу-психологу, учителю-логопеду, учителю-дефектологу) передать имеющиеся у них знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с учеником или коллективом;

-       учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников;

-       педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности;

-       объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников;

-       наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели;

-       разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.

Психолого-педагогический консилиум проводится:

-       в соответствии с планом работы;

-       по результатам обследования (психологической, логопедической и педагогической диагностики, медицинского обследования);

-       по запросу учителя;

-       по запросу специалистов;

-       по запросу социального педагога;

-       по запросу медицинского работника школы;

-       по запросу родителей (законных представителей) школьников.

Объектом обсуждения на консилиуме может быть:  отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик.